На этом онлайн-заседании школьного киноклуба мы смотрели фильм Ричарда Лестера «Робин и Мэриан», снятый в 1976 году.
Выбор фильма был подсказан печальным событием – 31 октября скончался прославленный актер Шон Коннери. Мы с Еленой Константиновной, не сговариваясь, решили, что стоит его помянуть. И, тоже независимо друг от друга, подумали: следует посмотреть «Имя Розы» (по одноименному роману Умберто Эко), где Коннери сыграл центрального персонажа – проницательного и хитроумного Уильяма Баскервильского, Шерлока Холмса во монахах. Но потом спохватились, что «Имя» не годится для школьного клуба: в фильме есть слишком откровенная любовная сцена. Тогда Лиза Щеголькова предложила «Робина и Мэриан», в котором Коннери исполнил роль Робина Гуда, а Одри Хепберн – роль его возлюбленной, что само по себе повод смотреть.
Первый фильм о Робине Гуде был снят еще в 1912, в эпоху раннего немого кино. С тех пор продюсеры и режиссеры не выпускают эту тему из рук. Более чем за столетие вышли многие десятки кино- и телефильмов, сериалов (в т.ч. комедийных и пародийных) о лихом стрелке; не обошло стороной сего персонажа и благородное искусство анимации. Кто-то более или менее придерживался канвы средневековых сказаний о Робине и его храбрых друзьях, злом ноттингемском шерифе и злокозненном принце Джоне. Большинство же использовало образ славного разбойника и средневековый (но чаще псевдосредневековый) антураж как основу для собственных произвольных вымыслов. Ричард Лестер и сценарист Джеймс Голдман (может быть, кто-то видел оскароносный фильм «Лев зимой» по его сценарию) избрали особый путь. Они постарались сравнительно корректно (хоть это и невозможно, строго говоря) и тщательно воспроизвести обстановку и быт двенадцатого века. Наполнили повествование реальными историческими персонажами, в т.ч. малоизвестными (чувствуется работа авторов с профессиональной литературой, а может быть, и непосредственно с средневековыми текстами). Поместили в эти старинные декорации незаурядных и непростых, современных скорее нам, чем крестовым походам, действующих лиц. «Робин и Мэриан» – не столько фильм о средневековье, сколько психологическая драма, использующая средневековье как фон, хотя и очень выразительный.
Интересны главные персонажи. Для некоторых из нас полной неожиданностью оказался Ричард Львиное Сердце в исполнении Ричарда Харрисона (многие знают этого актера как Дамблдора первых двух фильмов о Поттере). Ричард Голдмана–Лестера-Харрисона мало похож на идеального рыцаря, исполненного благородства и великодушия воителя, каким этот король запечатлен в европейской культурной памяти. «Львиное Сердце, ты свинья»! – кричит ему с замковой стены одноглазый старик. И для этого есть основания. Мы видим человека мужественного, крайне алчного, неуравновешенного, непредсказуемого и жестокосердного. Таким и был (за исключением паталогического златолюбия) исторический король Ричард. Остальные герои фильма – Робин, Мэриан, Маленький Джон, шериф – тоже персонажи не одномерные и не декоративные. У них сложное, порой противоречивое душевное устройство; причины и смысл поступков этих людей и стали основной темой обсуждения в нашем Киноклубе.
Есть в фильме и поэзия лесной вольницы, и пафос сопротивления неправедной власти, и сильная пацифическая нота, присущая режиссеру. Но на первом месте — история двух необычных людей, мужчины и женщины, их драматичные взаимоотношения и причудливая судьба. Некоторые зрители, я знаю, были взволнованы эпизодами этой любовной истории. Что ж, Коннери и Хепберн составили на экране убедительную и впечатляющую любовную пару, что и было отмечено критикой.
А в общем, как обычно и бывает, всякий мог вынести и вынес из этого просмотра то, что хотел – начиная от духа приключений и заканчивая философской премудростью.