В главный и завершающий день ФИЛа — лекционную пятницу — было прочитано 11 лекций, проведены «Веселые старты», а в заключение — традиционная игра «Что? Где? Когда?» и брейн-ринг от Ильи Борисовича Иткина. А теперь все по порядку. Лидия Андреевна Минина «Японский алфавит».Поприветствовав слушателей по-японски, Лидия Андреевна подробно рассказала о четырёх японских азбуках, об особенностях написания и чтения иероглифов, объяснила устройство японских словарей. Слушатели многое узнали об обращениях людей друг к другу, а в конце лекции написали свои имена на японском языке при помощи азбуки катакана. Лекция получилась увлекательной и крайне познавательной. Спасибо Лидии Андреевне за прекрасную лекцию!Павел Казачков «Зачем нам сегодня полеты в космос?».На этой интересной лекции наш гость Павел Казачков, специалист службы обеспечения запусков Космического центра имени Хруничева, рассказывал, как в настоящее время летают спутники вокруг Земли, о жестком распределении мест на экваториальной геостационарной орбите, о применении спутников для связи, метеосъемки и навигации.А в конце лекции было самое интересное — рассказ об устройстве ракетных двигателей, об особенностях ракетного топлива и анализ многочисленных проблем, которые нужно решать при выводе спутников на орбиту. Кирилл Юрьевич Еськов «Происхождение человека: что нового?»На лекцию Кирилла Юрьевича Еськова, известного палеонтолога, преподавателя, писателя-фантаста и публициста, пришли многие мумитролльцы. Многие любители биологии хорошо знают его книгу «История Земли и жизни на ней», а любители фантастики — роман «Последний кольценосец».Кирилл Юрьевич рассказал о новых данных, появившихся в теории эволюции человека за последнее время, напомнил о создателе теории эволюции Чарлзе Дарвине. На наших глазах лектор развернул два основных механизма, сделавших человека человеком: систему внутристайных взаимоотношений, приводящую к становлению моногамии, альтруизма и кооперации, и цепочку с положительной обратной связью, приводящую к увеличению роста и объема мозга. Как всегда, интереснейшая лекция не закончилась со звонком…. Инна Игоревна Бондарь «Не бойтесь петь и говорить! Резонансная техника пения и речи на примере песенного фольклора народов Европы».
Впервые за многолетнюю историю мумитролльского Фестиваля лекция проходила в школьном зале: требовалось помещение с хорошей акустикой. Впрочем, это была не совсем лекция. Инна Игоревна, поговорив немного о свойствах человеческого голоса и о его интонации, предложила слушателям самим поизвлекать звуки. После чего практически всю «лекцию» мумитролльцы и гости по команде зевали, мычали, рычали, декламировали «В лесу родилась елочка», не размыкая губ, а также читали по бумажке, включая свои то нижние, то верхние регистры. Инна Игоревна объяснила, что голова человека — это прекрасный резонатор. Если пользоваться этим инструментом с умом, можно «свободно и спокойно» быть хозяином своего голоса и своей речи, сделать ее послушной, сильной и ясной.Илья Борисович Иткин «Десять заповедей от воинствующего атеиста: злые песни Гийома дю Вентре».Лекция с таким выразительным названием оказалась, как это часто бывает у Ильи Борисовича, с небольшим с подвохом, а именно — занятием в жанре литературного расследования. Коллективный Шерлок Холмс — преподаватель и слушатели — разматывал текст, как клубок, разбирал стихотворение, как тайнопись. В итоге коллективный дедуктивный метод выявил: поэта дю Вентре придумали в конце
В начале лекции Никита Алексеевич попросил аудиторию перечислить все известные им цитрусовые, которых набралось около десяти. После чего рассказал мумитролльцам, что родина цитрусовых — Юго-Восточная Азия. Слушатели узнали о происхождении грейпфрута, мандарина, апельсина, лимона, кумквата. А еще Никита Алексеевич подробно рассказал о том, как можно вырастить цитрусовые дома на подоконнике. Ребята задавали много вопросов, а наиболее активные слушатели получили от лектора вкусные цитрусовые подарки. Елена Константиновна Малая «От свиньи до Икара: история одного мифологического сюжета».На лекции шла речь о мифе об Икаре, о разнообразных связях его мотивов с другими мифами, сказками и преданиями. В связи с этим обсуждалось понятие «похожего набора мотивов». В этой интереснейшей лекции фигурировали разные персонажи: Лягушка-путешественница, Царевна-лебедь, Царевна-лягушка…Спасибо Елене Константиновне за этот увлекательный литературный анализ.Юлия Владимировна Ким «Мечты и реальность советского школьника: каравеллы, кролики и заветы Ильича».В лекции про школьников эпохи Советского Союза Юлия Владимировна подробно и красочно описывала жизнь детей того времени, показывала фрагменты из советских фильмов, включала старые песни того времени и даже зачитывала задания из букварей. По мнению лектора, несмотря на советский официоз и навязчивую пропаганду, дети все же мечтали о море и космосе, о бригантинах и рыцарях, живя будто бы своей параллельной жизнью, далекой от советской действительности. И поколение 80-90-х — это поколение романтиков, которые приняли Перестройку с восторгом и энтузиазмом.Галина Павловна Морозова «Физика музыки».На лекции слушатели узнали, что любую периодическую функцию можно представить в виде суммы синусоид с частотами, кратными основной, что и было продемонстрировано на экране. Затем то же самое было продемонстрировано с помощью электронного частотомера: хорошо видны были и основной музыкальный тон звука, и обертоны. Также с помощью этого прибора слушатели смогли отличить один гласный звук от другого. Немного успели поговорить о музыкальном строе и основных музыкальных интервалах. Спасибо Галине Павловне за увлекательное погружение в мир музыкальных звуков, частот и осциллографов.Александра Леонидовна Борисенко «Оксфорд в литературе и в жизни».Лекция переводчика художественной литературы Александры Борисенко проходила в атмосфере исключительного душевного подъема. Причиной тому и личные свойства лектора, и его предмет. Александра Леонидовна досконально изучила городок и его богатую историю. В своем увлекательном рассказе лектор провел своих слушателей через века оксфордской истории, познакомив со многими славнейшими зданиями, людьми и обычаями университета. Упоминались имена Шекспира, Джона Донна, Кэрролла, Уайльда. Аудитория узнала много поучительного и забавного из истории борьбы за женское образование в Оксфорде. Лектор не обошла стороной и извечное соперничество Оксфорда и Кэмбриджа, а также разнообразные традиции и ритуалы, коими славится туманный Альбион. Веселые старты.В лекционную пятницу Александр Юрьевич Пак провел традиционные «Весёлые старты» для наших гостей из младшей школы. В этот раз ребят было много, около 30 человек. Разбившись на 3 команды, спортсмены увлеченно и азартно участвовали в разных этапах эстафеты: «Баскетбол», «Гимнастика», «Теннис», «Поезд», «Конкурс капитанов».
В финале «Весёлых стартов» все с удовольствием попрыгали через большую скакалку и поиграли в «Ловушку».
Как и полагается, победила дружба. Традиционно лекционная пятница Фестиваля завершается игрой «Что? Где? Когда?» с ее бессменным ведущим Ильей Борисовичем Иткиным и с участием команд младших и старших школьников, учителей и выпускников.В этом году играло 9 команд, среди которых была команда наших гостей — Филлиповской школы. Хочется отметить участие еще одной замечательной команды: пятиклассники из младшей школы в этом году героически играли без взрослых.Страсти кипели нешуточные: за победу сражались целых четыре команды. В итоге победу себе завоевала команда Саши Иткина, с чем мы их и поздравляем!Большое спасибо Илье Борисовичу!После основной игры самые стойкие «знатоки» остались для участия в «Брейн-Ринге». Их нашлось немало — целых четыре команды. В упорной борьбе победила команда выпускницы Екатерины Мягченковой, а сама Катя стала обладателем Нехрустальной совы — традиционного приза лучшего игрока.