Литература — это тот предмет, про который часто спрашивают, зачем он, собственно, нужен. Читать люди научаются в начальной школе, читают сами, дома, то, что им на самом деле интересно, зачем на это тратить столь дорогое время. Вот зачем это делаем мы в школе Муми-тролль.
1. Хороший текст похож на матрешку. Если не знать, что куклу можно открыть и заглянуть внутрь, будешь играть только с одной куколкой, а если открывать и открывать — кукол станет много. Так и со смыслами текста: мы учим вглядываться в слова, видеть мелочи и нюансы, находить много интересных идей и образов. Для этого нужна теория литературы. Так уж мы устроены — лучше видим то, что знаем, как зовут, и радуемся узнаванию.
2. Есть такое понятие — культурный код. Тексты, которые мы все знаем, опознаем отсылки и цитаты, это часть языка, которым мы, взрослые, разговариваем друг с другом. И мы хотим, чтобы наши ученики знали эти тексты. И новые тексты, которым они учат нас, вводили в этот круг.
3. Читать — это огромная радость. Читать непростые тексты — непростая радость. Хочется, чтобы она была доступна нашим ученикам.
4. Здорово, когда люди могут на серьезном научном уровне спорить о биологии или физике. Но это чаще всего случается только в старших классах на спецкурсах. А на литературе можно спорить, доказывать свою точку зрения, учиться слышать другого и радоваться чужой идее довольно рано.
5. С подростками происходит много важного: осмысление себя, других, мира в целом. Для этого нужны слова и навык говорить об этом. Это тоже дает литература.